Каждый человек, проживающий в доме, квартире, на правах собственности или соцнайма, обязан регулярно оплачивать комплекс жилищно-коммунальных услуг. Каждая услуга имеет свои особенности и правила предоставления, о которых полезно знать.
Водоснабжение
Нормативные документы обязывают обеспечивать жилые помещения водой, не содержащей примесей и микроорганизмов, которые несут вред здоровью. Временной перерыв в подаче холодной воды за месяц не должен превышать 8 часов. Исключительными считаются лишь аварийные ситуации. В случае их возникновения вода может отсутствовать максимум сутки.
В жилых помещениях, где предусмотрено ГВС, температура горячей воды должна равняться 65-75 °C. Временной промежуток, в течение которого может быть прервано горячее водоснабжение из-за ремонтных и профилактических работ, определяется требованиями СЭС.
Количество израсходованной холодной и горячей воды фиксируется специальными учетными приборами (индивидуальными, коллективными). Стоимость рассчитывается путем умножения объема на тариф, устанавливающий цену за 1 м3 воды.
Электроснабжение
Наличие электричества — важнейшее условие комфортного проживания, поэтому оно должно подаваться в дома и квартиры постоянно. Аварии, возникшие на одном источнике электроснабжения, должны устраняться за 2 часа. Если поломка случается на двух источниках, перерыв в электроснабжении может составлять сутки.
Количество потребленной электроэнергии определяется по счетчикам. Индивидуальные фиксируют энергопотребление в жилых помещениях, общедомовые — в подъездах, на придомовых территориях. Оплата в обоих случаях взимается с жильцов, определяется как произведение количества электроэнергии на цену за 1 кВт*ч.
Газоснабжение
Газ подается не во все жилые помещения, а лишь в те, где это предусмотрено проектом и требованиями безопасности. Газ может использоваться для следующих целей:
- Приготовления пищи.
- Отопления помещения.
- Горячего водоснабжения.
Газоснабжение осуществляется через специальные газопроводы, к которым подключаются жилые помещения. По закону в течение месяца газ может отсутствовать суммарно не более, чем 4 часа. Исключение составляют серьезные аварии.
Оплачивается услуга газоснабжения по установленному тарифу, определяющему стоимость 1 м3. Его умножают на объем израсходованного газа, зафиксированный газовым счетчиком.
Отопление
Отопление, гарантирующее поддержание определенной температуры воздуха в помещении, классифицируется как сезонная коммунальная услуга. Ее получают те, чье жилье подключено к централизованной отопительной системе.
Главным фактором, определяющим старт отопительного сезона, выступает температура внутри и за их пределами жилья. В комнате минимально допустимой считается температура 18-20 °C (в зависимости от расположения). Для подъезда многоквартирного дома минимум составляет 15 °C.
В ходе осенне-зимнего периода перерыв в отоплении может составлять максимум 16 часов подряд. Месячный максимум не должен превышать 24 часа.
Существуют два установленных параметра, определяющих потребление тепла в течение отопительного сезона:
- Норматив.
- Тариф.
Перемножив эти два показателя и умножив результат на площадь жилья, можно узнать ежемесячную стоимость услуги отопления.
Водоотведение
Некоторые считают, что такие услуги, как канализация и водоотведение, идентичны друг другу. Но это не так. Канализация подразумевает только слив использованной воды. Водоотведение включает в себя целый комплекс услуг:
- Отвод использованной жидкости.
- Транспортировку к очистным сооружениям.
- Очистку.
- Утилизацию.
При определении стоимости услуги водоотведения за основу берутся показания счетчиков воды. Они умножаются на тарифное значение, обозначающее цену за 1 м3 использованной воды.
Содержание жилья
Содержание жилья представляет собой комплексное понятие, состоящее из следующих услуг:
- Ремонта и обслуживания конструктивных частей дома и оборудования внутри него.
- Техобслуживания газового оборудования.
- Поддержания чистоты и порядка на придомовой территории, в местах общего использования.
- Дератизации, дезинсекции.
- Озеленения дворовой территории.
- Электроосвещения подвалов, подъездов, дворов.
Цена за каждую услугу, входящую в понятие «содержание жилья», рассчитывается по определенным тарифным ставкам.
Вывоз мусора
До недавнего времени своевременный вывоз мусора оплачивался в рамках содержания жилья. Но после корректировок законодательства данная услуга была выделена в отдельную. Она подразумевает что вывозом бытовых отходов занимается оператор, выбранный местной управляющей компанией. В зоне ответственности оператора также лежит транспортировка, обработка и утилизация мусора, предусмотренная российским законодательством.
Ежемесячная стоимость вывоза мусора зависит от трех составляющих: установленного тарифного значения, размера жилплощади и количества проживающих на ней человек.
Текущий и капитальный ремонт
В квитанции за оплату услуг ЖКХ присутствуют два вида ремонта, которые оплачивают жильцы. Текущий подразумевает ремонт оборудования, считающегося общедомовым:
- Газового.
- Инженерного.
Плата за текущий ремонт начисляется пропорционально величине доли общедомовой собственности. За основу берется тариф.
Капитальный ремонт, в отличие от текущего, определяет работы, связанные с плановым либо аварийным ремонтом следующих объектов:
- Газо-, водо-, теплоснабжающих систем.
- Лифтов, официально признанных непригодными для использования.
- Конструктивных элементов здания (кровли, подвала, фундамента, фасадов).
Отвечает за их проведение региональный оператор.
Величина взноса за капремонт рассчитывается как произведение минимальной ставки на площадь жилого помещения.