В соответствии с Правилами, регулирующими вопросы, касающиеся управления многоквартирными домами, утвержденными правительственным постановлением № 416, действующим с изменениями в последней редакции от 13.09.2019, управляющие компании обязаны принимать меры к взысканию долга по оплате жилого помещения и услуги, оказанные ЖКХ.
Что может служить доказательством работы с должниками?
С лицами, не исполняющими свои обязательства, имеющими задолженность должна проводиться претензионно-исковая работа.
Как правило, по истечению сроков, отведенных для внесения платежей, согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, можно попытаться урегулировать конфликт с должником мирным путем.
В письменном виде составляется претензия с указанием суммы долга, периода его образования, требованием оплатить задолженность в оговоренный срок.
Квартиросъемщику (или собственнику жилого помещения) документ вручается лично под роспись о получении или направляется заказным почтовым письмом с уведомлением о доставке адресату.
В любом случае в управляющей компании должно остаться документальное подтверждение проделанной претензионной работы.
Претензия должна быть зарегистрирована должным образом в специальном журнале, с присвоением ей порядкового номера, указанием даты.
Претензионно-исковая работа с должниками
Управляющая компания должна контролировать выполнение требований.
Если по истечении данного для погашения задолженности месячного срока должник продолжает игнорировать требования ТСЖ (ЖСК), для взыскания долга и начисленной пени можно выйти в суд.
Заметим, что согласно ст. 132 ГПК РФ, для обращения с иском к должнику в суд, управляющая компания не обязана предъявлять доказательства направления предварительно претензии.
Исковое заявление составляется с учетом требований к содержанию и форме в 3 экземплярах – для суда, ответчика, один остается в ТСЖ (ЖСК).
При сумме долга не более 500 тысяч рублей, судебная процедура может быть упрощена.
В соответствии с нормами ст.122 ГПК РФ, управляющая компания вправе заявить о выдаче судебного приказа с требованием взыскания задолженности.
Управляющая компания должна придерживаться сроков исковой давности – 3 года со дня, когда в связи с неоплатой могли быть приостановлены (ограничены) услуги ЖКХ, согласно п.п.19-22 гл. VI. Постановления Правительства № 354, действующего изменениями в редакции от 13.07.2019.
Можно ли оспорить предписание о ненадлежащем состоянии претензионной работы с должниками?
Рассмотрим ситуацию, когда Муниципальное ведомство в ходе очередного контроля выявит значительные суммы неоплаченных долгов собственниками и пользователями жилыми помещениями за услуги ЖКХ.
Если большая часть долга числится за несколькими жильцами, встанет вопрос о принятых мерах к его погашению.
Кроме акта проверки управляющая компания получит предписание с требованием в течение двух месяцев обеспечить ведение надлежащим образом претензионно-исковой работы с должниками.
Неисполнение предписания чревато административным наказанием, взысканием штрафов с виновных.
Оспорить предписание управляющая компания сможет в судебном порядке, если представит:
- копии претензий, направленных должникам до проведения проверки контрольными органами МСУ с подтверждением их получения квартиросъемщиком или собственником жилого помещения;
- копию иска о взыскании задолженности, вынесенное судом решение или документы исполнительного производства;
- нарушение прав, в соответствии с нормами ФЗ № 294.
Если работа не проводилась по взысканию долга и управляющая компания одновременно с обжалованием предписания выйдет с иском к должнику, суд оставит распорядительный документ в силе.
Вместо послесловия
В полномочиях управляющих компаний многоквартирными домами (ТСЖ, ЖСК) принимать меры для оплаты жильцами оказанных услуг.
Претензионная, исковая работа должна вестись своевременно с учетом правил делопроизводства.
Автоматизировать работу с дебиторской задолженностью вам поможет модуль LiveCity: Управление дебиторской задолженностью