Почему данные по ЖКХ становятся «плохими»?
О качестве данных можно судить по степени их полноты, актуальности, достоверности и непротиворечивости. По отдельности каждая из баз данных производит благоприятное впечатление. Но если сравнить информацию из разных источников об одном и том же объекте, выявляются несоответствия.
В разных информационных системах могут не совпадать адреса одного и того же объекта недвижимости, его площадь, собственники, арендаторы, ответственные квартиросъемщики.
Пример. В таблице представлена информация о площади одного и того же объекта — жилого дома в городском округе Мытищи Московской области — в разных учетных системах ЖКХ.
От некачественных данных в информационных системах страдают органы власти и население. Качество влияет на собираемость налогов и арендной платы, проведение масштабных мероприятий на территории муниципальных образований (выборов, референдумов, публичных слушаний и др.).
Как оценить качество данных?
В зависимости от решаемых задач в каждом муниципалитете органам власти нужно сформировать новые базы данных, либо принять меры, чтобы повысить качество уже существующей в базах информации.
Нужна ли новая база вместо старой, зависит от целей использования данных и от оценки их качества.
Полнота данных — это абсолютный показатель заполненности всех учетных реквизитов объекта учета в базе данных. Актуальность, достоверность и непротиворечивость — относительные показатели. Их можно измерить, только сравнив данные из различных источников. Значения этих показателей будут зависеть от трех факторов.
- Сколько независимых источников содержат данные об объекте учета.
- Каковы эти источники.
- Какой из этих источников пользователь примет в качестве эталонного.
Как повысить качество данных?
Есть меры, которые дадут больший эффект, чем исправление данных по заявительному принципу.
Хорошо, если в органе местной власти есть архив сканов бумажных первичных правоустанавливающих и праворегистрирующих документов. Тогда в качестве эталона можно брать информацию из них, хотя сравнивать с данными из электронных баз придется вручную.
Если архива сканов нет, не рекомендуем произвольно определять, насколько достоверен источник. Лучше провести инвентаризацию, несмотря на затраты.
Инвентаризация позволит приблизить сведения, отраженные в базе (реестре), к реальной ситуации. Необходимы инвентаризационные мероприятия по всем базовым справочникам, которые используют органы местного самоуправления. Это положительно скажется как на качестве проводимых на территории муниципального образования мероприятий, так и на наполняемости местного бюджета.