Откуда берутся «плохие» данные

Почему данные по ЖКХ становятся «плохими»?

О качестве данных можно судить по степени их полноты, актуальности, достоверности и непротиворечивости. По отдельности каждая из баз данных производит благоприятное впечатление. Но если сравнить информацию из разных источников об одном и том же объекте, выявляются несоответствия.

В разных информационных системах могут не совпадать адреса одного и того же объекта недвижимости, его площадь, собственники, арендаторы, ответственные квартиросъемщики.

Пример. В таблице представлена информация о площади одного и того же объекта — жилого дома в городском округе Мытищи Московской области — в разных учетных системах ЖКХ.

От некачественных данных в информационных системах страдают органы власти и население. Качество влияет на собираемость налогов и арендной платы, проведение масштабных мероприятий на территории муниципальных образований (выборов, референдумов, публичных слушаний и др.).

Как оценить качество данных?

В зависимости от решаемых задач в каждом муниципалитете органам власти нужно сформировать новые базы данных, либо принять меры, чтобы повысить качество уже существующей в базах информации.

Нужна ли новая база вместо старой, зависит от целей использования данных и от оценки их качества.

Полнота данных — это абсолютный показатель заполненности всех учетных реквизитов объекта учета в базе данных. Актуальность, достоверность и непротиворечивость — относительные показатели. Их можно измерить, только сравнив данные из различных источников. Значения этих показателей будут зависеть от трех факторов.

  1. Сколько независимых источников содержат данные об объекте учета.
  2. Каковы эти источники.
  3. Какой из этих источников пользователь примет в качестве эталонного.

Как повысить качество данных?

Есть меры, которые дадут больший эффект, чем исправление данных по заявительному принципу.

Хорошо, если в органе местной власти есть архив сканов бумажных первичных правоустанавливающих и праворегистрирующих документов. Тогда в качестве эталона можно брать информацию из них, хотя сравнивать с данными из электронных баз придется вручную.

Если архива сканов нет, не рекомендуем произвольно определять, насколько достоверен источник. Лучше провести инвентаризацию, несмотря на затраты.

Инвентаризация позволит приблизить сведения, отраженные в базе (реестре), к реальной ситуации. Необходимы инвентаризационные мероприятия по всем базовым справочникам, которые используют органы местного самоуправления. Это положительно скажется как на качестве проводимых на территории муниципального образования мероприятий, так и на наполняемости местного бюджета.